Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2004 года
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС 77 - 68125 от 27.12.2016
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
ISSN 1814-9545, E-ISSN 2412-4354
|
Маслинский К. А.1,2,3Социолингвистика школы: модель для сборки. Рецензия на книгу: Язык, общество и школа / под общ. ред. К. С. Федоровой. М.: Новое литературное обозрение, 2012
2013.
№ 3.
С. 258–265
[содержание номера]
Маслинский Кирилл Александрович — научный сотрудник лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ Санкт-Петербург. Эл. адрес: kirill@altlinux.org Представлена содержательная и структурная организация рецензируемой книги. Выделены и прокомментированы основные рассматриваемые в ней проблемы: выбор языка образования, преподавание языков в школе, распространенные в школе дискурсивные практики, роль языковой социализации и стереотипов о языке в академической судьбе школьников. Поясняется, что сближение этих тем обусловлено установкой на максимально полное вовлечение социолингвистических методов и теорий в понимание языковых процессов в школе. Обращается внимание на то, что объединение в книге нескольких крупных тем, которые до этого в социолингвистике существовали изолированно и изучением которых ранее занимались разные группы исследователей, практически не апеллирующие в своих работах к опыту друг друга, позволило представить целостный социолингвистический взгляд на школу. Анализируется, каким образом авторы книги моделируют проблемное поле, обозначенное ими как «социолингвистика школы». Отмечается выявленная авторами перспективность исследования данной области: собранный в книге сравнительный материал и аналитическая работа авторов показывают, насколько широк круг вопросов школьного образования, которые стоит рассматривать сквозь призму языка, и насколько мало им уделяется внимания в отечественных исследованиях образования. Среди достоинств книги называются сопровождение каждой темы описанием более общего понятийного аппарата, известных результатов, многочисленных примеров языковых ситуаций в разных обществах; отсутствие переноса результатов исследований одной культуры на другую. Подчеркивается обусловленность применения социолингвистического инструментария, разработанного в западных исследованиях, к школьному образованию и к современной российской школе.
Ключевые слова:
языковая политика;
языковая социализация;
преподавание второго языка;
отношение к языку;
язык школы
|
НовостиВажно!!! У журнала "Вопросы образования" новый сайт Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты» В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе» |